реклама

Domovenok

поделиться

27 декабря 2020

Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году (отрывки о трапезе)

18 число мая. 
Поутру рано пустился я с К. В. делать по городу визиты; и будучи у Адмирала получил его соизволения осмотреть Адмиралтейство, равно порт, а в полдень отправились мы на званный обед к Салиг-Аге. Выходя из кареты, я приметил у крыльца площадку из камня о двух ступеньках, и узнал, что Турки, приобвыкшие к роскоши и неге, обыкновенно это делают у своих домов, чтобы покойнее им садиться верхом и сходить с лошади. Скоро поставили перед нами водку с разными закусками, в числе коих рыба бычки была вкусна. Эта рыба внутри России неизвестная, величиною вершков пяти (20 см), бывает тёмно-синего цвета с пятнами и походит с головы на налима. Беседа наша, состоявшая из четырёх человек, была непринуждённая, безчиновная и весьма приятная; мы растянувшись по дивану, разговаривали о разных вещах, и вдруг зашла тут речь о Г***. О каким удовольствием наполнилась моя душа, согласные всех их похвалы сему неизвестному мне человеку! Потом мы сели за стол, при котором в услуге находились Турки в богатом одеянии; тут появились блюда Восточного вкуса: Чорба, Капама, Сарма, Тербье, Пайгама, Пилава; хорошее угощение, добрые вина - и мы очень весело провели за обедом наше время. Выйдя из-за стола, и напившись Ливанского кофе, мы покуривали наши трубки с ароматическим алоем...

28 число мая.
Толмач мой привёз меня в Карасубазар в дом Мурзы, который вежливо принял меня и поднёс
мне тотчас трубку, и я поджав под себя ноги, спокойно расположился на его диване. Потом придвинули низенькую скамейку, и поставили на неё круглый поднос с деревянными ложками без вилок и ножей. Наконец покрыли мне колени затканным платком, подали умывать всем нам руки, и мы сели трое вокруг скамеечки за обед. Восточный обычай есть по-братски из одной чашки мне не понравился; а когда по снятии Чорбы, их супа, появились другие блюда, то способ брать всякое кушанье голыми руками мне также показался отвратительным. Я межевался с своими товарищами, отгораживал свою долю в уголок, и ел вилкой по Европейски. После обеда подносили свежую черешню, шелковицу, варенья в сахаре из Айвы, Кизила, и подчивали притом щербетом, род мёда варёного из одного вина, каковое питьё мне показалось весьма вкусным. В заключении всего опять делали омовение рук моих, и разносили кофе в небольших фарфоровых без блюдечек чашечках, вложенных в другие серебряные чашечки, дабы в руках держать их было не горячо...
...в кофейном доме Татары собираются и пьют кофе, курят табак и прохлаждаются. Он состоит из одной комнаты, устланной по полу коврами с отгороженными вокруг диванами, и тут на очаге беспрестанно варился кофе. Татары поджавши ноги, раскуривали из поставленных перед ними жаровен свои трубки, между собою разговаривали; иные из них играли в шашки, и это было публичным местом их забав. При виде моём они кланялись мне, прижимая руки к груди, сажали меня подле себя, подавали тотчас мне трубку, и подчивали кофе без сахара и сливок, которого чашка продаётся по одной паре, то есть, по три денежки.

3 июня.
Лов различных морских рыб в Еникуле довольно велик. Здесь приготовляются лучшие провесные балыки, то есть, осётры, также всякая солёная и вяленая рыба. В первый вечер мне принесли большое ведро с трепещущими камбалами, скорпионами и морскими окунями, и круглыми раками за 20 копеек.

11 число июня.
Селение Кудчук Юзень, отстоящее от Тувага в 5 верстах, принадлежит одному отставному Штаб-Лекарю Греку, который услышав о прибытии путешественника, пригласил меня к себе. Я нашёл его на дворе упруженного в мотании шёлка от домашних червей, и видел тут, как варились в кипятке их яйца, вмещающие в себя то драгоценное творение, коему труды его служили гробом. Войдя в комнаты подали мне кофе, прежде которого по Азиатскому обычаю надлежало съесть несколько ложечек сахарного варенья, и запить его водой. Вскоре мы пошли в его сад, расположенный на берегу моря, где вместо простых дубов и осин, украшающих наши бедные сады, переплетающийся виноград занимал в нём великое пространство, и спеющие персики, абрикосы, дули, груши, сливы разных сортов, черешня и дерена составляли длинные и прелестные аллеи. Вот это, говорил он мне, рябина величиною с Шпанскую вишню приятного запаха и вкуса; здесь вы видите деревья Грецкого ореха, из коих в добрый год один приносит до 30 тысяч плодов. Я несколько таковых срубил прошлым летом, потому что они затеняли мой виноград, и лежащие тут, как толстые брёвна, их отрубки свидетельствовали о древности оных. Я своею рукою снимаю с ветвей те плоды, которые мне понравятся; При том запасаюсь ими, варю, сушу, солю, делаю из них водку, и продаю их оптом, также выделываемого у меня шёлка приносят главный мне доход. Потом мы проходили вдоль морского берега у подошвы навислых каменных гор, и уже потухающая заря расстилала тогда багряный цвет по зеркальной поверхности воды. Дикость этих мест, и царствующая в них тишина обворожили мои чувства, и в то время, как хозяин мой удил рыбу, я начал тут купаться. Возвратясь домой, мы сели за ужин, при котором камбалы, скорпионы и круглые раки занимали большую часть кушаньев. Я желал бы поподчивать вас, сказал он, устрицами и мушелями, но по причине волнений на море их поймать было не возможно. Иногда я дожидаюсь на берегу, покуда продолжается лов, и самые свежие, каких вы в столицах никогда не кушаете, я их раскрываю. Вы сами видите сударь, что здесь у нас ни в чём нет недостатка; а я будучи притом спокоен, наслаждаюсь в этом краю истинным блаженством.

25 число июня.
Когда время склонялось к полдню я въехал в Бахчисарай. Татары толпами мылись по своему
обыкновению на улицах у фонтанов, и скоро потом на всех минаретах закричали в один голос Муллы, созывающие мирян на молитву, что означало 12 часов. Я от обедал, отдохнул и пошёл в сопровождении хозяина моего смотреть город.
Мы входили в кофейные дома, в ханы, (отгороженные квадраты с лавками), в коих Жиды Караимы, живущие в трёх верстах отсюда в городке Дчу-фут-Кале, продают лучшие Турецкие товары, каковых у Татар не находится. Бузни тоже для неимущих, что кофейные дома для богатых; в них делается род густого белого с солодом кваса, имеющего некоторую крепость, и тут прохлаждающие Татары пьют оную невкусную бузу. Проведённые по всему городу трубы заслуживают внимание, и показывают великое в том искусство Азиат. Они начинаются от гор, проходят по оградам, возвышениям, иногда же по мостам, и доставляют воду во все фонтаны, которые здесь находятся на всякой улице, почти в каждом хане, подле мечетей и в переулках; притом жители делают от труб отводы, и имеют оные при своих домах.
По возвращении домой уже в сумерки, я нашёл у себя красноречивого Полицмейстера, который пригласил меня к себе на ужин, где мускатные груши, до того мне неизвестные были самым лучшим для меня угощеньем. Сей плод весьма приятного запаха и вкуса; внутри России и в оранжереях почти не созревает, а здесь природа в Июне месяце, в то время, как у нас о самородных ещё не помышляют, приносит оной в изобилии, и око, то есть, три фунта сих груш по 6 и 7 копеек продаётся.
На третий день мы поехали по городу на Татарских лошадях верхами, были на сафьяновых заводах, смотрели фонтаны, мечети, разные строения, и на пути заезжали по приглашению Татар, также Греков в их дома. Усердные угощения их приятны; но надлежало принуждённо из учтивости выполнять их обряды, у Татар пить кофе, курить табак, а у Греков отведывать фруктовую водку и заедать вареньем.
=Сумароков Павел Иванович=
1800 год
Продолжение следует.

Поддержать блог пенсионера https://www.donationalerts.com/r/domovoy96
Подписаться:
ВКонтакте: https://vk.com/ekspravka
Телеграм: https://t.me/coolotadoya

Комментариев нет:

Отправить комментарий