Некоторые собственники, желая продать свое жилье, действуют по принципу
"после меня хоть потоп", не прикладывая никаких усилий, чтобы привести в
порядок квартиру, а кто-то, напротив, вкладывает безумные деньги в
шикарный ремонт в надежде как следует на нем заработать, но в итоге не
окупает и половины затрат. Подготовка жилья к продаже, так называемый
хоум-стейджинг, это целая наука, благодаря освоению которой можно
получить от продажи квартиры максимум выгоды при минимуме затрат.
Нужен ли ремонт?
Сбыть можно любой товар, вопрос в цене. Продать квартиру дешевле
среднерыночной цены можно и без стейджинга, другое дело, если цель
продать быстро и по рыночной цене или продать дороже. Для этого и нужен
хоум-стейджинг.
Существует несколько этапов хоум-стейджинга. Среди них – ремонт и
починка мелких поломок. Однако важно разграничить два понятия: ремонт
для себя и ремонт для продажи. "Ремонт для себя" никогда не окупается
при продаже, грамотный "ремонт для продажи" окупается многократно.
Во-первых, такой ремонт делается с учетом универсальных вкусов
покупателей: нейтральные цвета, нейтральные элементы отделки,
классический интерьер.
Во-вторых, ремонт для продажи всегда очень четко просчитывается.
Собственник осуществляет только те работы, которые действительно
необходимы и смогут не просто окупиться при продаже, но и принести
прибыль. Поэтому предпродажный ремонт, как правило, бывает частичным:
ремонтируются только самые слабые "аварийные" места. Например, можно
покрасить старый потолок или поменять обои только в одной из комнат, где
они в наихудшем состоянии.
Ремонт подъезда
В некоторых случаях перед продажей квартиры полезно сделать ремонт и в
подъезде - разумеется, косметический. Главная задача – устранить те
несовершенства, которые могут отпугнуть покупателей еще на подходе к
квартире. Скажем, если в общественном коридоре где-то возле продаваемой
квартиры на стене написано ругательство или облупилась краска, можно
перекрасить данный участок стены. Ну а особенно сознательные
собственники могут обратиться в УЖК и добиться бесплатного капитального
ремонта в подъезде. Впрочем, иногда достаточно просто убраться на
лестничной клетке перед приходом потенциальных покупателей: вымыть полы,
разобрать хлам, попросить курящего соседа не кидать окурки на пол, как
он это делает обычно.
Голый расчет
Чтобы рассчитать оптимальную стоимость предпродажного ремонта, нужно
прежде всего определить разницу в цене на аналогичные по площади и по
классу квартиры в идеальном состоянии (с ремонтом) и в плохом состоянии
(без ремонта). Причем изучать цены необходимо по тому же району, где
располагается продаваемая квартира. И уже исходя из этой разницы
смотреть, сколько вы готовы потратить на ремонт и сколько при этом можно
заработать "сверху".
Затраты на хоум-стейджинг средней квартиры эконом-класса, находящейся в
нормальном состоянии, не превышают 1% от ее продажной стоимости. При
этом продажная цена может вырасти на 3-5%, а иногда и на 10-20%.
Впрочем, понятие выгоды в данном случае зависит от той цели, которую
преследует продавец. Целью хоум-стейджинга может быть повышение цены
либо быстрая продажа (с первого показа) – как правило, что-то одно из
двух.
Квартирный "марафет"
Далеко не всем квартирам перед продажей требуется ремонт. Часто достаточно более дешевых и простых мероприятий.
- Дехламизация. В обязательном порядке перед показом квартиры нужно
выбросить все ненужные, старые вещи, захламляющие ее пространство и
портящие вид.
- Деперсонализация. Важно убрать все, что говорит о жизни конкретной
семьи в квартире, – например, личные вещи, фотографии, награды, детские
игрушки. Другими словами, должно складываться впечатление, словно в
квартире никто не жил.
- Уборка. Разумеется, квартиру необходимо показывать покупателю в
идеально чистом виде. Особенное внимание при уборке следует уделить
окнам и люстрам: чистые окна и люстры делают квартиру светлее и
просторней.
- Расстановка мебели. Не рекомендуется показывать пустую квартиру. Если
мебель уже начала вывозиться, стоит оставить для показа по 2-3 предмета
мебели в каждом помещении, так как обстановка визуально расширяет
пространство и делает его "жилым". Покупателю будет проще представить
свою жизнь в этом доме. Если же вся мебель пока на месте, следует убрать
хотя бы треть, чтобы квартира стала просторней.
- Декор (минимально). Картина на стене, ваза, пара ярких диванных
подушек, аккуратные симпатичные занавески, красивый коврик в ванной –
все это добавит шарма пространству и подействует на настроение
покупателя самым благоприятным образом.
- Запахи. Перед показом квартиры покупателю необходимо устранить запахи,
которыми в любом случае "напитывается" жилье, особенно если в квартире
держат животных. Кстати, на момент продажи домашних питомцев лучше
убрать из квартиры. Для устранения запахов можно как следует проветрить
помещение перед приходом покупателей, а при необходимости –
воспользоваться освежителями воздуха или ароматизаторами.
- Освещение. В выставленной на продажу квартире все лампочки должны
исправно работать и светить на полную мощность, чтобы не было ощущения
тусклости, особенно если покупатели пришли на осмотр в вечернее время.
Если комната большая и света одной люстры не хватает, стоит поставить в
затемненной части торшер или настольную лампу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий